voencomuezd (voencomuezd) wrote in ru_klukva_ru,
voencomuezd
voencomuezd
ru_klukva_ru

Клюква им. Ле Карре: Зеркальная война / Шпион, пришедший с холода / Самый опасный человек

— Одержимость российской стороны Европой безгранична. С одной стороны, они хотят, чтобы и в них видели европейцев, а с другой стороны, хотят показать европейцам. что они представляют собой нечто лучшее. Но в действительности мы платим, я уверен, огромную цену за то, что мы не протянули руку России, когда Советский Союз лежал в руинах. Никакого плана Маршалла, никакой подробной картины нового мира. Тогда управляла лишь алчность: схватить то, что удастся схватить, растерзать падаль. Мы унизили Россию, что было фатально. Мы оскорбили медведя. А теперь Путин подогревает националистические настроения.

Джон Ле Карре, писатель, разведчик и наивный тупой либераст мыслитель.


Джон Ле Карре - знаменитый британский автор шпионских детективов, который пишет в основном о том, что разведка состоит из плохишей и немногих положительных персонажей. Книги его характеризуются размеренностью, тягучестью и упором на детали и персонажей. И эти книги получают, как правило, достаточно близкие к их сюжетам экранизации. При этом они удивительно далеки от клюквы, примером чего является фильм "Русский дом" (1990). Точнее, они были далеки от клюквы, пока не вышел фильм по книге "Такой же предатель, как и мы" (2016), в котором отразились худшие штампы 90-х. Но следующий обзор докажет, что по крайней мере ранние экранизации отличались удивительной для эпохи холодной войны аутентичностью. По странному совпадению, все они касаются не столько русских, сколько Германии. Начнем со шпионского фильма о британском разведчике на территории Восточной Германии - "Зеркальная война" (1969), в котором мало клюквы, но много тупости.

Итак, сюжет. Заезжий фотограф продал британской разведке фотки с какого-то восточногерманского вокзала депо, где вдалеке находится нечто, которое при определенном желании и фантазии можно принять за русскую ракету с обычным русским названием "Сандалета". А где ракетный комплекс "Сапог", которым, как известно из анекдота, была уничтожена Бельгия?



Более подробные снимки должен был доставить факс агент из Финляндии, но вы уже знаете по обзору "Жарковато для июня", насколько бедна британская разведка, которая там нанимала шпионов на бирже труда. Здесь агенту не дали даже денег на такси, так что он поперся из аэропорта пешком. Неудивительно, что по пути его сбили пьяные агенты КГБ, хотя они откатившуюся пленку так и не нашли. Разумеется, нужен новый агент, который на месте в ГДР все разведает. Им в итоге выбран молодой поляк-матрос с внешность плэйбоя, который сбежал в Англию, чтобы жить тут со своей залетевшей от него девушкой. Поляк отличается очень странным поведением, в котором флегматичность сочетается с молодым инфантилизмом, впаривает англичанам, будто его отец погиб во время знаменитой кавалерийской атаки на немецкие танки и говорит, что его зовут Фридрих Вильгельм Первый Лейзер - и это не единственная его странность.



Резонный вопрос - почему именно он? Он идеально знает немецкий? Нет. Он хорошо знает те места? Нет. Он там бывал туристом? Тоже нет. Может, ему хотя бы в лотерею везет? Нет, нет и нет. Его выбрали просто так, потому что могли. Вот так, уже в те времена британские капиталисты подло эксплуатировали польских эмигрантов, которые хотели осесть в Лондоне!

Первый час фильма сводится к обучению агента, во время которого он избивает Энтони Хопкинса, вздумавшего неожиданно на него напасть для проверки, убегает от разведки к своей бабе, хамит людям и вообще, делает все, чтобы его не взяли на задание. Но на редкость тупые британские разведчики этим всем не смущаются и в ответ бухают с ним в ресторанах, кормят ужинами, на одном из них дарят ему пистолет, из которого поляк не умеет стрелять (потом, правда, одумались и для конспирации дали ему нож) и показывают документальную съемку русской армии. По сути, за это время его научили только пользоваться рацией. Блестящая подготовка! Теперь вы понимаете, почему никогда не слышали о громких операциях британской разведки с самых послевоенных времен?





Наболтавшись до смерти, чтобы создать впечатление, что это глубокая драма, а не тупой шпионский фильм, поляк сырой ночью переползает границу с Восточной Германией, и сразу лажает как только может - хлопочет над обезвреживанием мины вместо того, чтобы тупо ее оползти, держит голыми руками колючую проволоку на весу - видимо, перчатки в нищем МИ-6 не выдают - а под конец, для полной программы, роняет кусачки, которые попадаются на глаза первому идущему по лесу солдату, который, как и все немцы, blondin - так что его приходится зарезать ножом.



С этого момента начинается полная сценарная отсебятина, почти ничего общего не имеющая с книгой, где шпион просто немного поболтался по городам, отстукивая донесения. А в фильме же целое роад-муви сделали. Утром к месту перехода приходят narodoarmeetses в перешитой английской форме цвета хаки, суровые Shtazi в перешитой форме вермахта цвета "мышь" и русский безымянный полковник с гигантскими погонами, наградными планками в полгруди, петлицами со скрещенными ружьями и мятой фуражке.



"Следы ведут в нашу сторону..." - тянет очкастый tovaristch: "Это что-то новое". Так что по всем направлениям вылетают полицейские Шкоды Восточной Германии.



А наш поляк тем временем, абсолютно не палясь перевязанной рукой, огромным рюкзаком с рацией, гламурными очками и британским акцентом, спокойно идет по трассе в город Калькштадт, где у него явка с фотографом. И стереотипных немцев, которые пьют пиво в придорожных забегаловках, это не удивляет - потому что здесь все говорят по-английски, часто даже без немецкого акцента. Надо было британцам негра посылать, было бы еще веселее.



А туповатый, но словоохотливый шофер даже подвозит поляка на своем довоенном russkom ЗиСе.



И так и везет его в Калькштадт, не смущаясь тем, что в округе как раз недавно убили часового, поэтому на уши вокруг встали все krasnoarmeetsees. "Все как всегда, немцы глотают русскую пыль!" - говорит он.



Но на самом деле все не так просто! Хитрый шофер берет молодого симпатичного поляка за член коленку и популярно объясняет, что он-то связал два и два, так что пусть лучше поляк строит с ним свою любовь. Мол, лучше потерять достоинство с ним, чем его насильно отрежут в Штази. Но поляк решает, что нет! С ним не повторится то, что Германия сделала с его родиной в 39-м - и опять гасит шофера той же палочкой-выручалочкой! Погрузив тело в кузов, где торчала злая собака на цепи, он стучит шифровку в штаб, что Хьюстон, у нас все в порядке, и едет дальше на своей антилопе-гну по пасторальным сельским видам Восточной Германии. По пути он цепляет стрелочницу молодую красивую блондинку с голубыми глазами с каким-то пацаном, которая даже имени его не спрашивает, и они втроем, радостно, как в сказке, едут дальше, в веселье... пока не натыкаются на первый же пост полиции, о котором герой разведки как-то не подумал.



Когда полицейский спокойно попросил у него документы, герой разведки, не растерявшись, вдарил ему ногой и попытался сбежать, но его захватили патрульные с помощью Вальтера образца 1931 года - того самого, которым его собирались вооружить в Лондоне.



От злости патрульные с погонами эсэсовцев даже дали ему пару раз в торс, что у немочки вызвало бурнейшую реакцию и крики в духе: "За что, он же ничего не сделал!" Да, ничего, просто пытался сбежать и ударил полицейского - ерунда, что тут плохого. Однако что же патрульные делают дальше? А дальше они его... спокойно отпускают и начинают деловито расспрашивать - где документы? Почему водительское чужое? Тот отбрехивается, будто подменяет tovaristcha. Благо, поляку хватило мозгов выкинуть труп из кузова и, видимо, отмыть кровь оттуда же. Но вот как он выгнал оттуда собаку - я лично не знаю.



Дуралея везут в мрачное КПЗ и после допроса сообщают в Shtazi с русским voennыm. Но там давешний очкарик, уже в британском клетчатом пиджаке, зачем-то отпускает парня - исходя из своих хитрых планов. Настолько хитрых, что сценарист так и не смог их объяснить - в книге такой тупости все же не было.



Хотя поляку, в отличие от поляка из фильма "Курс на восточный маяк!", хватает мозгов понять, что его отпустили намеренно, он тоже ничего не сделал, что меня окончательно убеждает, что это у них национальное. Вместо этого он проводит с немочкой душещипательный вечер на берегу моря, и та топит в воде его грузовик, чтобы поляку было легче скрываться в бегах. Блондинка натуральная, сразу видно. Так что "радостный" поляк на своих двоих доходит до Калькштадта, где получает снимки от фотографа Фицше, выслушивает его хохот по поводу того, как его завербовали, и уходит на улицу в бешенстве. От отчаяния он даже хотел утопить рацию, но тут его сзади подстерегли вездесущие, как комментаторы в старых телешоу, Shtazi.



Выдерживая градус логики фильма, они оказываются столь любезны, что подвозят его до гостиницы на служебном автомобиле Бьюик Chaika.



Гостиница как гостиница, кстати - с рок-н-ролом и шлюхами неоном, что действительно было очень популярно в ГДР, о чем все ныне забыли. Но, конечно, даже тут не обошлось без очередного человека в военной форме, который bdit.



Здесь неожиданно оказывается давешняя немочка, Анна, с которой поляк уединяется в номере. Наступает пик местной драммммы. Они проводят красивые и бессмысленные разговоры о их судьбе. Но за поляка решает жизнь - в окно он видит raketa, которую наивные коммунисты возят по гражданскому городу у всех на глазах, даром, что ракеты в ГДР были запрещены международными договорами. А если серьезно, в книге так власти провоцировали шпиона на радиопередачу, чтобы его побыстрее вычислить, только там была не ракета, а танки и грузовики.





Поляк, который, на минуточку, отлично знает, что его пасут, бросается за рацию. Ну и чего он ждал? Разумеется, его сигнал тут же ловит Shtazi, занявшее целым полком окрестные дворы.





Для задержания преступника привлечены даже силы советской ГСВГ на krasnozvezdnom джипе.



Шпиона вычисляют с помощью радиоперехватчика особой русской системы "МЫ".



И его готовятся захватить суровые немецкие Shtazi, вооруженные штурмгеверами и SKS.



Да уж, но скажите спасибо, что не сняли как в оригинале. Там вообще шпиона накрыла полиция ГДР (!), потому что автор путает Штази и фопо (Фольксполицай). Причем в фопо есть сержанты и капралы (!), вооруженные карабинами (!!!), а некоторые даже были в касках. А герой подполья при штурме вообще пытался взять в заложники блондинку бритвой.

А параллельно по другую сторону железного занавеса британские разведчики подло кидают своего горе-шпиона, потому что русские успели про него раструбить в газетах, так что надо держать лицо. Возмущенный Энтони Хопкинс ни с того ни с сего вдруг ПРОЗРЕВАЭ, говорит обличительные речи о том, что для начальства это лишь игра и под конец даже опрокидывает на британцев их чай.



Ну, а Shtazi, которое все это время держало глупого шпиона на крючке, вламывается к нему в номер и заслуженно karaet врага народа, его бабу и даже его собачку рацию из штурмгеверов, SKS и Вальтера! Вы спросите - зачем, если пленный поляк был бы живым доказательством работы британской разведки? А все просто. Кому нужны какие-то там разведки и ракеты, когда надо доказать - tak budet s kaжdыm!!!



Отомстим за смерть невинно убиенного narodoarmeets, tovaristch!!!

Вы еще спросите тогда - а почему фильм называется "Зеркальная война"? А все просто, режиссер регулярно показывал натуру в отражениях окружающего, как в Матрице, даже труп тупого шпиона был снят в куске зеркала - вот и зеркальная война. Нет, других причин так называть фильм нету.

Вот такая вот душещипательная, драматическая, тонкая, даже немного сюрреалистически-экзистенциальная история, в которой Ле Карре более, чем где бы то ни было, надул зрителя и настолько пересолил свою фирменную фишку, будто разведкам всех стран абсолютно плевать на своих людей, что дошел в усердии уже до открытого абсурда, очевидного даже тем, кто к разведке никакого отношения не имеет. Самое смешное, что когда книга провалилась в продаже, Ле Карре заявил, что публика-де не оценила "реализм" его произведения. Реализм в духе боевиков Нолана, видимо, где сюжетный бред оправдывается отсутствием комиксовых штампов, ну-ну.

Но тем не менее, клюквы для тех времен удивительно мало - похожая форма, похожая натура, похожее оружие, подобранный по мере возможности автопарк и почти полное отсутствие атмосферы Мордора, характерное для изображения соцстран в западном кино. И это лучше, чем в книге, где Восточная Германия соответствовала всем штампам о тоталитаризме: нельзя было шагу ступить без предъявления документов, на поездку в другой город требовалось разрешение, запрещено было подвозить прохожих, люди боялись лишнее слово сказать, целый район закрывали на время переброски ракет, люди носили обноски формы со времен войны, а города и деревни напоминали мир после апокалипсиса:

Он оставил позади, наверное, уже полдюжины деревень. Ни в одной не было признаков жизни, в них ему было почему-то спокойнее, деревни на какое-то время как будто защищали от резкого ветра. Вдруг он сообразил, что не видит дорожных указателей и новых домов. Вот ничему он ощущал здесь покой – здесь не было ничего нового, что нарушает гармонию старины, которой могло быть пятьдесят или сто лет. Отсутствовали уличные фонари, красочные вывески на пивных и лавках. Равнодушная темнота окружала его и умиротворяла.
* * *
Лейзер вдруг оказался в центра Лангдорна; на главной улице было уже совершенно темно, только свет, выбивающийся из щелей закрытых ставен, отплескивал кое-где на булыжниках мокрой мостовой. Мимо не проехала ни одна машина.
* * *
На главной улице была небольшая гостиница под названием «Старый колокол». Не найдя никого в холле, Лейзер открыл какую-то дверь и оказался в большой комнате, дальний конец которой был погружен в сумрак. Посередине, за столом, сидела девушка. Сгорбившись, опустив голову на сложенные на столе руки, она слушала старый проигрыватель. Над столом горела лампочка, единственная в комнате.


Он бы еще переселил половину жителей в бункеры, почему бы нет.

Забавно, что в предыдущей экранизации Ле Карре, "Шпион, который пришел с холода" (1965) тоже была отнюдь не демонизируемая ГДР. Но там клюквы даже меньше. Она почти вся в самом начале, где главный герой, британский разведчик, ждет перебежчика через границу.





Но перебежчик в тот день был тоже жестоко pokaran народоармейцами в каких-то странных ушанках и с SKS.





Далее все вертится вокруг того, что британцам надо выйти на виновника таких провалов, главу разведки ГДР Ганса Мундта, для чего они увольняют главгера, и тот старательно строит из себя опустившегося дебошира. Да, на такого обязательно выйдет Штази. Однако на него выходит помощник Мундта, Фидлер, который подозревает шефа в предательстве - и ему таки удается не только арестовать Мундта, но и устроить над ним в ГДР суд, куда он вывозит не только главгера, но даже подцепленную им на гражданке бабу, члена британской компартии, которую ГДР вывезли обманом. Суд проходит в каком-то странном здании, забитом оленьими рогами, которые потом перекочуюют в отель из "Зеркальной войны" - видимо, олени в Восточной Германии, по мысли британских киношников, такое же обычное дело, как медведи в России.



Для хоть какого-то антуража в здание этого "трибунала" повесили карту ГДР и... таблицу чинов армий НАТО.



А также набили зал солдатами Штази в помеси френчей и мундиров Первой мировой, а также частично в кепи вермахта. Да, такому бы позавидовали бы силы первого рейхсмахта из передачи Каламбур!



На суде внезапно оказывается, что это Фидлер предатель, который пытался подставить товарища Мундта, так что его арестовывают, а британцев оставляют в камерах. Но на самом деле, конечно, все наоборот - это Мундт с помощью используемых втемную британцев упрочил свое положение, иначе чего тогда огород городить, верно? И он вдобавок ненавидел Фидлера, потому что тот еврей, а Мундт, как вы понимаете, работал еще при фашистах - еще одна немецкая клюква. Так что он помогает сбежать нашим героям, но на границе предусмотрительно убивает. Зачем? Конечно, для konspiratsii трагичного сопливого финала! А подробности - в Википедии.

В любом случае это лучше, чем оригинал, где в здании суда висела большая RED ZVEZDA, в тюрьме главгера держали связанным цепью (!), Лейпциг показан как нищий городишко, вся еда была в дефиците вплоть до картошки, на партсобрания никто демонстративно не приходил (хотя вроде как тоталитаризм), одновременно охранники в тюрьме для политзаключенных были оболваненными партийными фанатиками и... антисемитами, а Хрущев требовал расстреливать вражеских писателей. Ле Карре, сраный ты клюкводел!!!

Но вот прошли целые десятилетия, железный занавес пал, и Германия объединилась. Однако спецслужбы все так же в строю и теперь к ним прибавилась новая угроза уже из капиталистической России в виде чеченских террористов и бандитов-военных. Именно этому посвящен напряженный поставленный по книге Ле Карре недодраматический псевдотриллер "Самый опасный человек" (2014), который ухитряется выйти совсем уж скучным и растянутым.

Немецкий госбезопасник официально не существующего антитеррористического ведомства Гюнтер Бахман узнает, что в Гамбург прибыл член опасной исламистской группировки - чеченец с обычным чеченским именем Карпов.



Нет, не он. Иса Карпов. Гюнтер сразу понимает, что что-то тут не так - у него ведь нет отчества. Он что, рос без отца? - логично заключает гениальный чекист.



Немецкая гэбня тщательно следит за чеченцем Карповым, несмотря на злобные требования гамбургской полиции арестовать террориста, пока чего не вышло. Для этого они достали даже его досье из России, в котором арестованный Карпов признался, что он член террористической группы джихадистов-салафитов и неоднократно нападал на всякие промобъекты и полицию. "После почти суток допроса у русских любой из нас признался бы в чем угодно", - говорят немецкие чекисты.



То, что это не пустые слова, доказывает сам Иса, предъявляя немецкой адвокатихе, которая защищает права мирных международных террористов, полученные нотариально заверенные побои.



А немецкая гэбня узнает, что Иса Карпов - на самом деле носит простое русское имя IVAN. Он сын советского полковника, расового чеченца с расово чеченским именем Григорий Борисович Карпов. Который, видимо, воевал с детства, потому что нажил за время службы орден Отечественной войны и еще несколько военных медалей. Также он, как и все нормальные русские военные, промышлял в Чечне, где служил еще с 1986 г., воровством, наркотрафиком и продажей белых рабов - так и нажил где-то сына-Ивана от изнасилованной им пятнадцатилетней чеченки.



Да, а вы как думали, даже в сюжете об исламских террористах плохим будет не чеченец-боевик, в русский фашист. Скажите спасибо, что автор не вставил рассказы о депортациях Чечено-Ингушетии, которые подробно описывал в своих книгах в 90-е. А в оригинальной книге Иса вообще слушал Thaikovsky, читал Turgenev, носил с собой газеты (именно газеты!) "Новый мир" и "Огонек" (я не шучу) и боялся "агентов КГБ", как будто написано все это в постперестроечные времена.

И вот благодаря контактам папаши, который знался с отцом одного немецкого банкира, Иван гордо решил стрясти с банка деньги своего ненавистного отца - ибо ненависть ненавистью, а бабла хочется. Теперь он приехал к сыну банкира в исполнении Гоблина Уильяма Дефо, который даже внешне сам старше двоих таких Карповых, и попытался потребовать себе бабки со старого батиного счета, где хитрый полковник накопил аж 10 миллионов американских тугриков - вот что значит, правильно разбогатеть на войне! Правда, в книге он был резидентом британской разведки, за что деньги и получил, но в фильме о источниках его богатства не будет ни слова - иначе как тогда оправдать сотрудничество с русским изувером?

Немножко подержав тупую блондинку-адвокатшу на подвале в симуляторе заключенного из британских шпионских фильмов 80-х, немецкая гэбня легко склоняет ее к сотрудничеству с помощью игры "хороший коп/плохой коп" И теперь через нее они обрабатывают торчащего в ремонтируемой квартире Ису, с которым адвокатиха играет в шахматы - ведь все русские, как считают на Западе, любят shahmaty!

- Не думай, что если ты русский, то играешь в шахматы лучше меня.
- Я чеченец.



Да, и вот так целых два часа. Признаться, сцены с блондой из "Зеркальной войны" и то проникновеннее были. Все это Гюнтер делает для того, чтобы выманить на денежки дурака Исы богатого мусульманина Фейсала, который через благотворительные организации и проповеди мирной религии отмывает бабло для Аль-Каиды. Тот и поверил и собирается отдавать деньги напрямую угнетенным чеченцем через некий Старопромысловский банк. Которого на самом деле нет, но есть Старопромысловский район в Грозном - что ж, не худший метод придумать название.



Операция удалась с блеском, но когда Гюнтер лично вез спалившегося исламиста, чтобы склонить к подчинению, на них налетели передумавшие менты и сграбастали и Фейсала, и Ису - и ровно на этом месте вся история заканчивается. Почему? Потому что Ле Карре обожает штампы про жестокую гэбню и трагичные финалы. Скажите спасибо, что из экранизации вытерли слишком задолбавшие болячки Ле Карре типа того, что весь план придумала британская разведка, а сорвали все в конце ненавистные старому писаке тупыыыые американцы. И тех, и других в фильме вырезали, хотя сам соплевыжимательный финал оставили. Слава богу, здесь никто хотя бы не умер. Кроме исполнителя главной роли, действительно хорошего актера Сеймура Хоффера, памяти которого посвящен фильм. А роль Исы исполнил Григорий Добрынин, молодой, но уже успешный актер, известный ролями в "Как я провел этим летом" и "Территории" как профессиональный русский в клюкволентах "Четвёртая власть", "Атомный Иван", "Черное море" и последней экранизации Ле Карре "Такой же предатель, как и мы", где он сыграл авторитета Князя. Ждем его и в других ролях!

На этом все, май гутен камерад. Клюковки мало, но зато ты немного узнал о творчестве Ле Карре. Можешь отлить за это водки в ушанку докладчику, а потом поехать в русское КГБ пытать чеченских террористов штыком своего табельного SKS и пропивать награбленное на войне в Чечне - в память о своих друзьях, товарищах-эсэсовцах из ГДР, ставших банкирами. Ленин, водка, балалайка!


Tags: 4) Какая-то другая ягода, 5) Клюквоведение, а) Кино, г) Литература, к) Рабоче-Крестьянская Красная Армия
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments

Recent Posts from This Community