voencomuezd (voencomuezd) wrote in ru_klukva_ru,
voencomuezd
voencomuezd
ru_klukva_ru

Categories:

Маккарти Продакшнс представляет: «Секретные пути» (1961)


«Мне нравятся книги Алистера Маклина, и я только что закончил читать книгу, на которой основан этот фильм. Сказать, что я был разочарован, значит ничего не сказать. Я не мог смотреть эту кучу хлама, выключил через 15 мин. Хотя имена персонажей такие же, как в книге, сюжет другой и совсем не соответствует ей. Игра плохая, режиссура не лучше. Я также не нашел ничего особенного в работе оператора. Если вы прочитали книгу, НЕ смотрите этот фильм, вы будете очень разочарованы» (с).

Рубрика «Маккарти продакшнс» вновь с вами, наши дорогие радиослушатели. Сегодня я загляну довольно неожиданно сам для себя в 1960-е. Речь пойдет про фильм «The Secret Ways» (1961). Это американский шпионский триллер-нуар производства Universal Pictures. Поставлен он по книге Алистера Маклина «The Last Frontier», которая издавалась в США именно как «Секретные пути». Фильм является формально первой экранизацией произведений писателя, которая вышла всего за год до «Пушки острова Наварон». Съемки проходили в Австрии, режиссером был Фил Карсон. Главную роль исполнил звезда нуарных фильмов 1940-50-х Ричард Уидмарк, а также были задействованы многочисленные европейские актеры, в основном германоязычные. Уидмарк сыграл главную роль в производстве всего фильма, став его продюсером, а его жена Джин Хезлвуд написала сценарий. Главной причиной было желание Уидмарка вырваться в 1960-е из привычного амплуа героя нуарных детективов и плохих парней, что закрепилось за ним после дебюта в детективе «Поцелуй смерти». Поэтому он оказывал огромное влияние на режиссёра, требуя традиций реализма шпионских нуаров и даже последнюю неделю доделывал фильм сам, когда Карсон не выдержал и уехал со съемок.

Словом, узнав о существовании этого фильма, я понял, что должен его увидеть. Ведь Ричард Уидмарк — один из моих любимых актеров нуарных фильмов. Кроме того, очередной шпионский бред про спасение беглецов из Венгрии мне весьма знаком по аналогичным выкидышам «Назначение: Париж» и «Зверь из Будапешта» и мне хотелось посмотреть, что в этой клюквовселенной изменилось к 1960-м. Наконец, фильм снимался в Вене, то есть в тех же местах, что классика нуара «Третий человек» — словом, пропускать этой было нельзя. И хотя фильм оказался в целом малопримечательный, он достоин определенного разбора.

Собственно, уже начало дает нам понять уровень серьезности сюжета. Как водится, в прологе показывают очередное бегство из-за Железного занавеса — на сей раз через мост где-то на австро-венгерской границе.



Границу пересекает дед на стереотипной тележке с сеном, которую везет лошадка. Хех, что-то меня на ха-ха пробило... Я маленькая лошадка, и мне живется не сладко-о-о-о, я люблю слушать песни и костра нюхать дым, но нельзя отвлекаться, я везу — кокаи-и-и... э-э-э-э, тьфу ты! Конечно, нет. Лошадка везет диссидентку под сеном. Когда до солдат на вышке дошло, как до жирафа, они открыли дикую стрельбу из пулеметов по удирающим беглецам.



Мне, кстати, понравилось, что в ходе стрельбы почти все люди передохли, а лошадка стояла и даже не шелохнулась. Для нее это просто очередные трудовые будни...

Ладно, короче, теперь сам сюжет — но первые полчаса довольно скучные, сразу предупреждаю. В чем суть. Уидмарк играет Роберта Стивенса (оригинальное имя...), некого наемника-авантюриста, который работает за бабки. На сей раз его нанял некий швейцарский банкир герр Шеффлер, который прознал, что Стивенс задолжал крупные деньги в Мадриде. Задание у Шеффлера такое — надо поехать в Будапешт под видом журналиста и найти в Венгрии скрывающегося после репрессий профессора Янши, местного лидера повстанцев 1956 года. Наниматели Шеффлера — про которых нам так и не скажут ни слова — откуда-то знают, что Янши грозит опасность и его надо срочно вытаскивать. Где он, неизвестно, но в Вене скрывается его дочурка, которую стоит допросить. Роберт сначала отказывается, но — карточный долг это святое... Особенно когда мафия уже стоит у подъезда. Так что пришлось засунуть достоинство куда поглубже и согласиться.



Странно, но Шеффлер не сказал, где искать беженку-дочь. Некоторое время Стивенс проводит ее розыски, катаясь по Вене и пытаясь расспросить беженцев. Получается плохо, хотя к нему и клеится какая-то грудастая секс-бомба Эльза, мечтающая закадрить какого-нибудь гамбургера и эмигрировать на Уолл-Стрит (это почти цитата).



Конечно, в действие быстро вступают штампы шпионских нуаров — ходьба по ночному городу, нападение странных людей на автомобиле, жесткое избиение в переулке... Роковая женщина Эльза в итоге приютила Стивенса на ночь и утром пыталась соблазнить согласно всем штампам — но одинокий козел орел Стивенс нашел в себе силы отказать. Наша служба и опасна и трудна... Ради карточного долга ведь она...



Ну, надо отдать должное — в качестве нуарная картинка смотрится неплохо. Да и австрийская цитра вплетена в саундтрек куда лучше, чем в хваленом нуаре про Вену — «Третий человек».





В конце концов он находит почти случайно дочь Юлию, представляется журналистом — при этом показывает замашки типичного гангстера — и предлагает все сказать по-хорошему. Та, конечно, сначала в шоке отказывает — но Стивенс сделал вид, что ему все равно — и в итоге дамочка тут же передумала и назначила встречу ночью под мостом, чтоб нуарнее было. Там нашего героя встречает один из избивавших его — некий подручный Янши по кличке Граф — и предупреждает, чтобы Роберт бросил соваться не в свое дело, или его придется убить. С болью в сердце, конечно — так-то повстанцы честные гуманисты. Короче, клише тут идут как на конвейере.







Во время разговора Юлия тоже пытается соблазнить нашего сурового агента, но вы уже поняли, что у него яйца из стали, а лоб из чугуна. Так что Юлия терпит неудачу и в истерике признается, что сбежала не по своей воле — на этом настоял отец. Теперь она так переживает за него, что хочет любой ценой вернуться обратно и умоляет Стивенса взять ее с собой. Конечно, тот отказывается от этого самоубийства. Каково же его удивление, когда на следующее утро прямо в вагон к нему заходит Юля в очках и платочке, как венгерская babooshka, и радостно щебечет, представляясь его секретаршей! Вот упрямая же тварь!



И вот наконец венгерская граница! Здесь уже выстроились венгерские солдаты.





«Венгрию» снимали, конечно, тоже в Австрии. Как получилось? Как обычно, паршиво. Ну, многочисленные замки и особняки в принципе внушительны, да и надписи на венгерском написаны вроде правильно. Но при этом в кадре постоянно висят какие-то странные плакаты — не идеологические, а сплошь реклама и афиши. На каждом шагу торчит огромный портрет молодого Яноша Кадара, причем один и тот же — и в странной позе, как будто его из газеты вырезали. Над именами немного поработали, но я все равно орнул, когда узнал, что среди пассажиров поезда был некто... Бела Кун! Это как если бы в советском поезде оказался некто Максим Горький.



Стукач из вагона наших героев сообщает о их подозрительных разговорах офицеру в расхристанной форме. Вообще форма венгерской армии здесь — один из наиболее вопиющих ляпов. Авторы явно имели какое-то представление о ней, но весьма поверхностное. Зато в Австрии после пребывания тут Советской армии осталась просто куча аутентичной советской формы и оружия. В итоге все венгерские военные носят тупо советскую униформу, только у чинов пониже — пристяжные узкие погончики, иногда с квадратными звездами. Ну и кокарда у всех — тупо советская звездочка. Положим, что до 1956 г. венгерская форма и впрямо копировала советскую — но все же даже тогда у них были свои петлицы со значками, а на кокарде звездочка была в двухцветном кружке. А уж потом была и реформа, при которой рядовые получили очень узнаваемое рогатое кепи. Естественно, на все это махнули рукой. А, ну и конечно, вся венгерская армия поголовно вооружена почти сплошь ППШ и Токаревыми.



Итак, Юлию — она же мисс Генрих — допрашивает начальство. Это престарелый и седовласый офицер в советской форме. И знаете, кто это?



Да твою мать, это же Стефан Шнабель! Тот самый долбанный немец, который постоянно в послевоенной клюкве изображал злобных коммунистических гэбистов. То Илья Ранов в «Железном занавесе», то Разумный Платов в «Дипломатическом курьере», то зловещий генерал в «27 дней», то советский дипломат Андрей Крупицын в «Гадком американце»... Этот немецкий гешефтмахер даже в «Огненном лисе» генсека сыграл! Но тут его перевели безымянным капитаном на заштатной станции в Венгрии. Причем он заодно показывает нам, что в этой «Венгрии» офицеры вместе с советскими погонами носят петлицы из галуна с аналогичным числом звездочек.



Стефан Шнабель ведет себя вежливо и гладко, но на самом деле это маска! Он подозревает, что Юлия не та, за кого себя выдает, и устраивает ей допрос. Для дополнительной проверки он со сценаристом вспомнил, как когда-то читал «Пигмалион» Бернарда Шоу, и вводит в сюжет какого-то профессора, который может по акценту определить, где человек жил и вырос. К счастью, у Юлии идеальное австрийско-мюнхенское произношение, так что она после длинных и напряженных сцен счастливо преодолевает экзамен.

Парочка прибывает в Будапешт, где их встречает официальная делегация. Имена интересные — бабулька Ольга Ковач, представитель Министерства правды Ференц Саааакенов, ассистент Петер Монар и дуболом аршинного роста Миколас Терентий.



Они доставляют пару в отель. Мелочь, но характерная — на мерседесе времен войны. В отеле еще зацепился взгляд за советский флажок с серпомолотом до 1958 года.





Гостиница явно тоже устроена в каком-то музее или дворце, потому что выглядит подозрительно роскошно — дорогие статуи в коридоре, роскошная мебель и бюсты, изысканные антикварные украшения и даже личная ванная — редкая роскошь при социализме.





Конечно, параллельно звучат идеологические речи, длинные, как очередь к Мавзолею: «Мы рады приветствовать туристов из США. Здесь они найдут красивые города, лучшие отели и курорты. А в горах прекрасные лечебницы, различные развлечения и удовольствие от отпуска. А также знаменитые минеральные ванные. Мы много что запланировали, что вам надо увидеть. Наши фермы, наши фабрики, а также культурные мероприятия. Вы встретите работников в городах и колхозах. Вы увидите, у них много достоинств, неизвестных рабочим других стран. Они счастливы! Настоящий интеллектуальный класс Венгрии не презирает ручной труд. В отличие от бывших интеллектуалов, мы теперь служим великому идеалу, строительству социализма! Мы добровольцы! Добровольцы, что объединились в дружбе и мире. Каждый живущий человек, молодой или старый, работает сообща, чтобы построить новый мир, где царит процветание и одинаковые права».

Короче, бла-бла-бла. Потом Стивенс видит, что в этом свободном раю к нему предсказуемо приставили соглядатая — нашего дюжего Терентия. Но Стивенс легко отрывается от него через нуарные планы ночного Будапешта.





Совершенно по рандому Стивенса после этого хватают на площади знакомые нам незнакомцы, что его лупасили пару дней назад, суют в машину, как мешок картошки, и привозят куда-то в мрачный и суровый церковный собор. Там его сажают на подвал — а точнее, в большой винный погреб чуть ли не средневековых времен. Здесь его встречают Граф, внезапно — чиновник Сакенов и Янши собственной персоной. Чуть позже присоединяется и Юлия.





Начинается допрос, и Стивенс вынужден раскрыть все карты. Выяснив ситуацию, Янши приказывает не беспокоить его и возвращаться по графику вместе с Юлией, ради которой столько людей рискнули жизнью. Роберт в отчаянии пытается убедить отца венгерской демократии бежать за границу, ведь он и демократия опасносте! — но бесполезно. Старый козел гордо отказывается бросать свое венгерское Сопротивление в оккупированном коммунацистами Будапеште. В итоге Роберт с Юлией едут домой, понурив головы. Впрочем, Роберту все равно — он старательно притворяется циничным героем нуара.



Разыграв совершенно нелепую сцену притворства пьяного, он спокойно проводит Юлию в номер. Однако той же самой ночью — видимо, за пару часов — в нем мгновенно совершается резкая перемена! Он явно начинает скучать по Юлии и звонит ей... в соседний номер. Точь-в-точь как подростки в чатике перед сном переписываются. Нуарные штампы опять как на конвейере.




Внезапный поворот! К нему приходит важный Сакенов и приказывает охране выйти. Стоит Терентию выйти за порог — и Сакенов тут же валится с раной в груди. Оказывается, попал под шальную пулю при аресте подполья. Да, это штамп из нуара про подстреленного, который даже с раной в груди способен еще долго ходить, говорить и даже записывать мемуары. Сначала «Мальтийский сокол» этот бред ввел, потом «Двойная страховка» поддержала — ну и так далее.



Сказав что-то типа: «Бегите, глупцы!» — он умирает. Стивенс и Юлия вместе забивают надоедливого Терентия и хотят тикать через окно — но выход на улице сторожит венгерский часовой. С немецким МП-40. Пришлось аккуратно и в напряжении и с саспенсом пробираться по карнизу вдвоем. Когда часовой все-таки повернулся, Стивенс сиганул с верхотуры, ничуть не поломал себе ноги — и забил его ладонью по шее. Видать, тоже в китайских лагерях карате научился, как Дана Эндрюс в «Создателях страха».





И начинается длиннющий забег через нуарные планы по Будапешту с преследованием венгерских чекистов. Не так хорошо, как в финале «Третьего человека», конечно — но все же смотрится симпатично.







Погоня заканчивается где-то в большом и мрачном соборе, который окружают чекисты, прибывшие на черных воронках-вартбургах, и начинают обыск, светя вокруг фонариками.





Напряжение тут выкручивают на максимум так рьяно, что это уже выглядит как пародия. Наша парочка шарахается от каждого луча света, за секунду до спасения чуть-чуть не попадается на глаза преследователям и прячется за углом, как в эксцентричной комедии... И при этом в огромном пустом соборе их никто не слышит в двух шагах. Их что, фоновая музыка прикрывает? А апогей нелепости — когда они вдруг натыкаются на точно такую же ныкающуюся парочку. Ну знаете этот прикол из комедий, когда герои вдруг неожиданно встречают своих совершенно случайных двойников?





Парочка невольно отвлекает на себя внимание, и наши герои спасаются. Утром они пешком доходят до того самого собора, где подполье Сопротивления крышует местный священник. Пробравшись в винный погреб, где с пользой проводит время Янши, они ему рассказывают про резкую смену политического климата. Решено бечь в провинцию, в деревню, в глушь. Все срочно разъезжаются на разных машинах. Юлия с подручным-амбалом укатили на немецком Опель Блице времен войны, подтверждая ассоциации с немецкой оккупацией. Потом их эпигонски еще использует «Огненный лис» аж в 1980-х. И — точь-в-точь как там же — наших героев блокируют джипы венгерской гэбни. Причем джипы это британские предвоенные Брэдфорды.



Из них набигают солдатики, которых амбал посылает нокаутом в воздух. Но против ППШ нет приема, и могучего богатыря Шандора расстреливают в упор, а Юлию вяжут и везут в Гулаг!







Аналогично ловят машину с Янши и Стивенсом. Меня радует старенький рядовой солдатик прямо в центре — «Огненный лис» и прочая классика клюквы и эту традицию верно соблюли!



Пленных отвозят в венгерский концлагерь. Устроен он в каком-то огромном и явно недостроенном особняке, который окружен плацем, кирпичной стеной и колючей проволокой, кое-как примотанной на кольях поверх обычной фигурной решетки ворот. На плацу стоят ажно три вышки с часовыми — видимо, одной тут недостаточно.



Там наших героев в комнате с минимумом мебели — коммунистический аскетизм, знаете ли — принимает глава этого милого заведения. Это полковник Хидас. С погонами советского генерал-лейтенанта.





Он, оказывается, был одержим планами поимки Янши и вот наконец получен результат, и его мечта осуществи-и-и-ила-а-а-ась!.. Он предлагает джентльменам проявить благоразумье и сдать все пароли и явки по-хорошему, или он будет немножечко pыtatь:
- Вы знаете наши обычные методы. Избиения, безостановочный свет, бесконечные вопросы, которые перемежаются побоями, вырывание ногтей и зубов, все грубые техники. Пока что на этом все, джентльмены. Прошу прощения. Если вы готовы, я слушаю вас (С лучшая речь фильма).

Да, знаем мы эти техники, нам «Назначение: Париж» показывал... Мужики, однако, упорствуют, и тогда Хидас насильно заставляет их выпить кофе с каким-то препаратом, от которого их будет клинить и мучить.



Минут пять посвящены демонстрации ужасов и пыток венгерского Гулага. Если Дану Эндрюса в «Назначение: Париж» пытали бессоницей, угрозами и звуками, то теперь методы мастеров пыток еще более продвинуты! Арестованных просто пичкают какими-то веществами как сценариста, и тех ломает. Но они упорно не сдаются, и только вид измученной Джулии заставляет страдать нашего борца с тоталитаризмом, где рабство это свобода, а незнание благо.





Далее опять-таки типичный ход из «Огненного лиса». Сопротивление в лице Графа напряглось и достало для спасения своих людей оружие и форму оккупантов. Подпольщики прибывают прямо к коменданту города (!) в очередной долбанный дворец, украшенный госфлагом, который натянут а-ля «нацистский штандарт» («Огненный лис» даже это спер!!!).





Бюст Ильича в углу меня лично просто умилил. Хочу такой же в туалет над унитазом, буду медитировать.



В общем, коменданту показывают три Тульских-Токаревых и предлагают не пищать и идти с ними по-хорошему. Приходится подчиниться.







Связав и заткнув ему рот, подпольщики бросили похищенного по пути, а сами с его приказом приехали к Хидасу и потребовали арестованных. Тот возмущался, пытался то дозвониться до коменданта, то попросить об отсрочке. Но наконец в ходе сааааспенсовой сцены Граф получил свое, начал вставать и!.. И Хидас быстро хватает его за руку, где у нашего героя Сопротивления до сих пор татуировка из коммунистического нацистского концлагеря! Это обман! — понимает полковник-генерал Хидас!



Завязалась драка, подпольщики быстро оглушили Хидаса с конвоем и бросили из кабинета. Надо спешить, пока тела не нашли — счет идет на минуты. Через саспенсовые вставки а-ля Хичкок наша компания спускается в казематы и выбивает у охранников заключенную Юлию.





Но, конечно, побег по-тихому в стиле Хитмана сорвался. В последнюю минуту Хидаса таки привели в чувство и в здании врубают сигнализацию. Начинается беготня по коридорам, крики и перестрелка с повстречавшимися юнитами противника — в общем, были бы тут у солдат ППШ, я бы с ностальгией вспомнил бы «Метро-2. Смерть вождя». Но и Стивенс, который как-то подозрительно быстро очухался и стал нокаутом выносить солдат — тоже неплохо.



Рядовые подпольщики полегли в боях. Наружу в ночную темень (когда она успела наступить, только что день был?!) вылезают остальные. Они с саааааспенсом лезут под светом луны к выходу, упорно не замечая, что их уже тайно окружили роты гэбни с ППШ и пулеметами Дегтярева...





Несколько раз оккупанты даже стреляют с вышек, но только ранят Графа. Однако у Хидаса есть свой план, и он запрещает стрельбу. Оказывается, стены тут защищены аж минными полями!!! Надо лишь подождать, пока беглецы сами погибнут. Но план сорвала парочка каких-то вертухаев-идиотов. Они подскочили к героям и вздумали стрелять — в итоге сами же попали на мины и спровоцировали взрыв. Фейерверк в итоге не только полностью уничтожил минное поле — но и ухитрился порвать колючую проволоку и даже ПРОБИЛ ДЫРУ В КИРПИЧНОЙ СТЕНЕ!!! А вы думали, как наши герои ухитрятся сбежать из-под носа целой армии? Странно, что мины их ударной волной сразу в Вену не подкинули!!!



В общем, бешеная стрельба и игра в догонялки заканчивается тем, что все сбегают на машине, а Хидас с подручными устраивает погоню на служебном авто с сиреной. И начинается косплей «Берегись автомобиля». Погоня — какой детективный сюжет обходится без нее!



Зловещая нуарная погоня длится угрожающе долго. Беглецы уже давно за городом — но машина не отстает. Граф понимает, что у них мало шансов, жертвует собой и выпрыгивает. Одна машина преследователей в итоге дёргается в сторону и таки переворачивается, но фанатик Хидас продолжает преследование! Теперь понятно, из каких фильмов брали вдохновение авторы мультпародии «Шпионские страсти».





Под конец Стивенс сворачивает прямо в поле, пробивает забор и, бросив машину, диссиденты бегут прямо на аэродром, где уже движется самолет. Ошеломленный Хидас мчит по дороге в объезд, пытаясь их опередить. Погоня, гонка на время, саспенс, напряжееееенииииееее!



Шофер Хидаса, простой майор со съехавшей на низ погона звездой, понимает, что его шеф явно тоже поехал.



В итоге на последней минуте погони Хидас повторяет очередной штамп и приказывает мчать прямо в лоб самолету. Видимо, чтобы его протаранить или сбить, не знаю. Шофер в последнюю секунду от страха сворачивает, как и бывает обычно. И — видит бог, штампов тут больше, чем в типографии! — машинка падает в кювет, в следующем кадре оказывается на равнине и смачно взрывается!



Ну а наши герои уже успели залезть в самолет, где их уже давно, как оказалось, ждет Шеффлер, и все счастливо летят домой. А то, как ЦРУ (а кто еще мог быть заказчиком этого?) в итоге схватило Янши в плен и заставило работать на них, для чего пытал его дочь, наверняка должно было быть в сиквеле, который реально рассчитывал снять Ричард Уидмарк! Он всерьез думал о целой серии, как у бондианы!


Впечатления от просмотра этой очередной шпионской белиберды времен холодной войны довольно кислые. Фильм как будто снят не в 1961 г., а где-то в начале 1950-х — технический и сценарный уровень абсолютно идентичны. Сюжет состоит из горы совершенно второсортных штампов шпионского кино, в которых не видно, хоть убей, даже проблеска оригинальности. Постановка в целом тут приличная, но ничего особенного нет — даже нуарная атмосфера не вывозит, никакой оригинальности по сравнению с аналогичными нуарами 1940-х не заметно. Дурная концовка с богом из машины и сценарными дырами в стене только все портит. Мотивы персонажей понятны плохо, действие малоинтересное. Господи, да тут даже монтажные ляпы идут целыми косяками, прямо в соседних кадрах, когда герои меняют положение рук, головы и т.д. В плюс можно отнести неплохую игру актеров, особенно хорошего, как всегда, Ричарда Уидмарка, а также местами симпатичную атмосферу Вены и многие нуарные кадры.

Что же, в целом это был очередной второсортный фильм категории Б, который эксплуатировал надоевшие штампы о холодной войне, Железном занавесе и зловещей советской Венгрии. Но теперь у меня есть целая трилогия нуарной клюквы о Венгрии: «Назначение: Париж» — «Зверь из Будапешта» — и теперь это. Ради такого, а также ради памяти Ричарда Уидмарка я даже не поленился и перевел фильм гугл транслейтером и выложил результат на ютуб. Теперь вы сами можете его посмотреть и составить о нем свое мнение.



Ссылка в вк для подстраховки: https://vk.com/video253362147_456239778

А на этом пока все, наш радиоканал прекращает свое вещание. До новых встреч.

Tags: 4) Какая-то другая ягода, а) Кино, к) Рабоче-Крестьянская Красная Армия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment